Н.Новгород, Нестерова, 9

(831) 436-23-33 | info@precedentnn.ru

Контрольная закупка, с возвращением!

С января 2017 года вводятся новые меры госконтроля: контрольная закупка и проверка без взаимодействия с ЮЛ или ИП.

Директор КФ "Прецедент", Никоненкова Е.В.

С января 2017 года вступают в силу изменения в области государственного/муниципального контроля (надзора)

Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

1. Закон №294-ФЗ вводит такое понятие как проверки без взаимодействия с Юридическим лицом и ИП.

Проверка

Напомню, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства органы государственного/муниципального контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В Закон 294-ФЗ внесена новая статья 8.3. «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного/муниципального контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся:

  1. плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий и транспортных;
  2. административные обследования объектов земельных отношений;
  3. исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством РФ;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством РФ;
  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  6. наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
  7. наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и ИП;
  8. другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

2. Законодательно закрепляется такое понятие как «Контрольная закупка».

Контрольная закупка

Если заглянуть лет на пятнадцать назад контрольные закупки в области торговли были очень распространены. Ими занимались как Роспотребнадзор, так и правоохранительные органы, в рамках ведомственных законов, предоставляющих им такое право.

После систематизации законодательства в области государственного контроля, а также изменения уголовного законодательства в части отмены ст.200 УК РФ «Обман потребителей», контрольная закупка перестала быть часто используемым методом контроля.

С января 2017 года Контрольная закупка официально вернется как метод контроля.

В Закон 294-ФЗ внесена ст. 16.1. регламентирующая порядок проведения контрольной закупки.

«Контрольная закупка» представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится по методике внеплановых выездных проверок в соответствии с заданиями руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но по согласованию с органами прокуратуры.

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка может быть совершена и для дистанционно продаваемых товаров, т.е. закупка у интернет-магазинов.

Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. поступление в орган государственного/муниципального контроля (надзора) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. мотивированное представление должностного лица органа государственного/муниципального контроля (надзора) и/или на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
  4. выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля параметров деятельности, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).

На мой взгляд, эти изменения достаточно широко раздвигают границы полномочий органов государственного/муниципального контроля. Намерение, на первый взгляд, благое – борьба с недобросовестными продавцами на рынке товаров и услуг, а вот как будет работать мы увидим уже в следующем году.

Никоненкова Е.

31.10.2016г.