Что вы знаете о своей обязанности вносить сведения в Федресурс?
Закон не новый, но как показывает практика, о нем мало кто из предпринимателей знает.
Что такое Федресурс или Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности?
С начала 2013 г. у представителей бизнес - сообщества появилась обязанность вносить в иной, отличный от ЕГРЮЛ, специальный реестр сведения о юридически значимых событиях, происходящих в деятельности юридических лиц.
Обязанность такая установлена ст.7.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (Далее Закон 129-ФЗ) , которая говорит нам о том, что в данный реестр включается сведения как о госрегистрации юридических лиц, так и иные юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности
Называется такой реестр - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСДЮЛ) или Федресурс — по названию сайта в сети Интернет (https://www.fedresurs.ru).
Зачем необходим Федресурс?
Российский законодатель, создавая такой информационный ресурс преследовал две цели:
Во-первых, деятельность юридических лиц и ИП стала более открытой и прозрачной;
Во-вторых, Федресурс позволяет в режиме реального времени получить сведения о контрагентах для оценки кредитных и прочих рисков без дополнительных издержек.
Какие сведения в Федресурс налоговая служба размещает самостоятельно?
Налоговая служба после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр в течение 5 рабочих дней.
К таким фактам относятся записи:
- о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации),
- о начале процесса реорганизации и ликвидации,
- об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации,
- об уменьшении или увеличении уставного капитала,
- о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении,
- о смене руководителя,
- о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Помимо этого, налоговая служба обязана отразить в Федресурсе сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Какие сведения Юрлица и ИП обязаны размещать в Федресурсе самостоятельно?
Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные Законом 129-ФЗ:
- О стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
- О потенциальном банкротстве компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.
- О финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ, если законом установлена обязанность по раскрытию такой информации.
- О передаче движимого имущества в залог.
- О получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, ее аннулировании или прекращении.
- О выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;
- О заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.
Обязанность по размещению сведений в Федресурсе, предусмотренная специальными законами.
Помимо 219-ФЗ, есть ее ряд специальных законов, которые обязывают граждан и юрлиц размещать сведения в Федресурсе.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых такая обязанность возложена, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.
Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер, в частности:
- Согласно ст. 94 Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на Федресурсе должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
- В рамках ст. 10 Закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ, в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в Федресурс сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.
- На основании ч. 5 ст. 5 Закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г. № 315-ФЗ при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в Федресурсе необходимо опубликовать сообщение о таком событии. Это касается как индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так и граждан.
- В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества и имущественных прав при проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" и т.д.), заказчик оценки обязан включить в Федресурс отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет ст. 8.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
- После проведения обязательного аудита на предприятии, в Федресурс нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
Раскрытие информации в Федресурсе при банкротстве.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" у Федресурса имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы по банкротной специфике.
Сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Кто должен публиковать сведения в ЕФРСБ при банкротстве?
Сообщения подлежат публикации в реестре следующими органами и должностными лицами:
- Саморегулируемыми организациями,
- Арбитражными управляющими,
- Операторами электронных торговых площадок и организаторами торгов,
- Агентством по страхованию вкладов,
- Налоговыми органами,
- ФССП России,
- Банком России.
Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Федресурс.
Таким образом, Федресурс позволяет участникам банкротства (должникам, кредиторам), а также самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу банкрота - предприятия или гражданина, а также позволяет третьим лицам получать информацию обо всех сторонах банкротного процесса. В данном ресурсе размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.
Кроме того, существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.
Как подаются сведения в Федресурс?
Обязанность по внесению в Реестр необходимых сведений возложена на соответствующие юридические лица, в частности, на лизингодателя, заказчика обязательного аудита, члена СРО и т.д.
Для исполнения данной обязанности установлен очень короткий срок - три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта (действия или события, информация о которых подлежит обязательному раскрытию).
Юридическим лицам предоставлен выбор способов внесения сведений в Федресурс:
- в электронной форме с использованием электронной подписи;
- через нотариуса.
Для участников рынка, чья деятельность связана с регулярным возникновением фактов, сведения о которых подлежат внесению в Федресурс, представляется оптимальным использование электронного способа подачи сведений. В этом случае подача сведений в электронной форме осуществляется через личный кабинет пользователя на сайте при наличии электронной подписи.
Формирование и ведение Федресурса осуществляется оператором – юридическим лицом, определяемым по результатам конкурса. В настоящий момент оператором Федресурса является ЗАО «Интерфакс», который и обеспечивает внесение (включение) поданных сведений не позднее одного рабочего дня после поступления оплаты за включение сведений, а в случаях, когда внесение сведений осуществляется без взимания платы – непосредственно после поступления сведений.
По общему правилу внесение сведений в Реестр осуществляется за плату. Безвозмездному внесению подлежат сведения, вносимые органами государственной власти, органами местного самоуправления, Банком России, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, саморегулируемыми организациями операторов электронных площадок, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и операторами электронных площадок.
Законом определены только два основания для отказа оператора от внесения сведений Федресурс:
- отсутствие электронной подписи у субъекта, вносящего сведения в реестр;
- отсутствие платы за размещение сведений в реестре.
Ответственность за отказ от размещения сведений в Федресурсе.
При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах предусмотрена финансовая ответственность для юридических лиц. Так, например, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).
Повторное непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Федресурс , а также, внесение в него заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на руководителя в размере от 10.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Поскольку данный ресурс можно считать новым и «набирающим» законодательную базу, ответственность за нарушения сроков или отказ от внесения сведений минимальна, а в ряде случаев для физлиц отсутствует, однако, я думаю, это дело времени. Сведений о юридически значимых событиях, которые подлежат публикации в Федресурсе, все больше.
Сроки, порядок публикаций и ответственность детально регламентированы законом, в связи с чем, настоятельно рекомендуем управленцам определить для своего юрлица или ИП перечень фактов, которые необходимо раскрывать перед третьими лицами, чтобы неожиданно не получить привлечение к административной ответственности.
Никоненкова Е.В. 15.02.2018г.