Банкротство физических лиц: cопровождение процедуры
С 1 октября 2015 года вступил в силу закон о банкротстве физических лиц и началось рассмотрение Арбитражными судами заявлений граждан.
Закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дал общие указания о том, как будет происходить данная процедура, а судебная практика еще не сформировалась, поэтому в граждане все чаще обращаются к нам с вопросами как начать процедуру и что будет результатом.
Кто может подать заявление о банкротстве физического лица?
Заявить о признании гражданина банкротом можно, если требования к нему составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев. Заявителем может выступать как кредитор гражданина, так и он сам. Равным образом может быть признан банкротом и индивидуальный предприниматель.
В каких случаях гражданин может быть признан неплатежеспособным?
При подготовке документов для подачи заявления о банкротстве должны быть выявлены признаки несостоятельности и неплатёжеспособности гражданина, к которым относятся в первую очередь - задолженность в сумме 500 000 рублей и неисполнение обязательств более 3-х месяцев.
Также гражданин может быть признан неплатежеспособным по следующим основаниям:
- прекращены расчеты с кредиторами, хотя срок этих расчетов уже наступил;
- более 10% всех обязательств не исполнено в срок более 1 месяца с момента, когда их нужно было исполнить;
- размер задолженности превышает стоимость имущества гражданина (включая право требования);
- в отношении должника вынесено постановление от пристава о невозможности взыскания в связи с отсутствием имущества.
Заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) подается в Арбитражный суд. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина. Также дело о банкротстве гражданина может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим. Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в таком случае осуществляют его наследники.
Кроме того следует понимать, что законодатель ОБЯЗЫВАЕТ гражданина подать заявление о банкротстве, в случае если он должен нескольким кредиторам (например, имеет несколько кредитов в банках или МФО), и при этом понимает, что, даже в случае если он погасит часть требований кредиторов, то не сможет в совокупности оплатить более 500 тысяч рублей оставшимся кредиторам. Причем сделать это он обязан не позднее, чем через 30 рабочих дней, с момента, как узнал о таких своих жизненных обстоятельствах.
Какие документы нужны для подачи заявления о банкротстве?
Список документов, необходимых для подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве:
- Заявление о банкротстве физического лица.
- Документы, подтверждающие наличие задолженности (договор, расписка), основание ее возникновения (претензия, акт сверки), и подтверждающие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов (справка о доходах, выписка с банковского счета).
- Выписка из ЕГРИП.
- Список кредиторов, с указанием ФИО (или наименования), адреса, с суммами задолженностей. Отдельно указывается сумма обязательных платежей, возникших в период осуществления деятельности как ИП (если таковое было).
- Опись имущества гражданина, в том числе и залогового, с указанием залогодержателя (например, квартира, взятая в ипотеку и указание банка, в котором она взята).
- Копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на его имущество, а также на объекты интеллектуальной собственности.
- Копии документах о сделках, совершенных в течение предшествующих 3 лет (с недвижимостью. с ценными бумагами, с долями в уставном капитале, с транспортными средствами, а также о сделках на сумму свыше 300 тысяч рублей).
- Если должник является акционером или участником в юридическом лице - сведения о правах и организациях.
- Сведения о полученных доходах и удержанных налогах за предшествующие три года.
- Справки из банка о наличии счетов, вкладов, остатков на счетах.
- Копия СНИЛС, а также сведения о состоянии индивидуального лицевого счета.
- Копия решения о признании гражданина безработным (выдается службой занятости).
- Копия свидетельства о постановке на учет в ИФНС.
- Копия свидетельства о заключении брака.
- Копия свидетельства о расторжении брака (если оно выдано в течении 3 лет до подачи заявления).
- Копия Брачного договора.
- Копия соглашения (или судебного акта) о разделе имущества супругов, если оно принято в течение предшествующих дате подачи трех лет.
- Копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем или опекуном.
- Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых строится заявление должника.
Как видно список документов весьма обширный и может быть как существенно уменьшен, так и расширен в зависимости от конкретной ситуации.
Что предлагаем мы?
Сопровождение процедуры банкротства:
- сбор комплекта документов;
- составление и подача заявления в Арбитражный суд;
- участие в судебных заседаниях;
- участие в процедурах розыска/реализации имущества и контроль за действиями финансового управляющего.
Причина для того, чтобы не откладывать это мероприятие, очевидна - самым целесообразным и эффективным вариантом РЕШЕНИЯ ВОПРОСА С ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ является осуществление процедуры банкротства, судебный процесс занимает время. Кроме того, не следует забывать, что начисление пеней и штрафов будет приостановлено после подачи заявления о банкротстве.
Стоимость процедуры банкротства.
- Расходы на финансового управляющего - 10 000 рублей + два процента размера удовлетворенных требований кредиторов.
- публикация сведений в ЕФРСБ - 356 руб. 48 коп.
- Расходы на юристов*:
- 15 000 рублей - сбор комплекта документов и составление заявления,
- 5 000 рублей - за 1 судебное заседание арбитражного суда,
- 15 000 рублей - сопровождение процедуры реализации.
*Для каждого случая цена оговаривается и может быть изменена при уменьшении или увеличении объема работ.